Зависимость Руси от Орды

Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества

То, что в исторической литературе принято обозначать как татаро-монгольское иго, характеризовалось в экономической сфере ежегодной выплатой Русью огромной дани татарам, в политической - жестким кон­тролем Орды за деятельностью русских князей, в культурном - принуди­тельным использованием русских мастеров для строительства и украше­ния городов Золотой Орды, расхищением татарами материальных и ху­дожественных ценностей.

Татаро-монгольское иго представляло собой сложную, изменявшую­ся со временем систему, главной целью которой было использование эко­номического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды1.

Гумилев Л.Н. Апокрифический диалог

В Древней Руси слово «иго Зависимость Руси от Орды» означало то, чем скрепляют что-либо, узду или хомут. Существовало оно и в значении «бремя», то есть то, что несут. Слово «иго» в значении «господство», «угнетение» впервые зафиксирова­но лишь при Петре I2.

1 Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества. - М., 1993. Тумилев Л.Н. Апокрифический диалог /Нева. 1988. №3. С.201-206; №4. С. 197-198.

КНИГА 2. Е.Г.КАЛИНКИНА. ДЕБАТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ____________________________179

Данные варианты использования методики дебатов предусматрива­ют более глубокое изучение характера взаимоотношений Руси и Орды,

а также знакомство с точкой зрения известного историка, географа, эт­нографа Л.Н.Гумилева, суть которой можно избрать в качестве темы для Зависимость Руси от Орды дебатов: «Татаро-монгольского ига на Руси не существовало, а имел место союз Руси и Орды». Организовать работу над этой проблемой можно по-разному (в зависимости от уровня подготовленности учащихся, особен­ностей класса).

Вариант 1. (Использование дебатов как элемента урока)

Все учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом источника, состав­ляют на его основе речь первого спикера утверждения (выявляют аргу­менты, поддержки, выстраивают систему аргументации), записывают в рабочей тетради,а затем обмениваются друг с другом (в парах) своими речами и пишут речи первых спикеров отрицающей команды (опровер­жение и аргументы отрицания). Такая организация работы позволяет включить в работу весь класс, организовать взаимопроверку, а Зависимость Руси от Орды также ди­агностику учителем степени овладения умениями и навыками.

Вариант 2. (Использование дебатов как элемента урока)

Учащиеся делятся на 2 группы, одна из которых - «сторонники» Гуми­лева, другая - его «оппоненты». Каждая группа готовится защищать соб­ственную позицию, формулирует аргументы, подбирает поддержки и до­казательства. На уроке проводятся «модифицированные» дебаты (в них принимают участие большее число учащихся, чем в классических дебатах, например одни произносят речи, другие задают друг другу вопросы).

Вариант 3. (Урок-игра)

Несколько учеников получают опережающее задание, готовятся к де­батам, и на уроке проходят «классические» дебаты (2 команды по 3 чело­века), остальные же учащиеся записывают по ходу игры аргументы ко­манд в Зависимость Руси от Орды рабочую тетрадь,могут задавать спикерам вопросы во время ра­ундов вопросов, оценивают выступления (содержание, структура, способ) спикеров, а также определяют, какая команда была более доказательной, какая точка зрения кажется более обоснованной.

180___________________________________________________________________ДЕБАТЫ


documentbaaqhkr.html
documentbaaqouz.html
documentbaaqwfh.html
documentbaardpp.html
documentbaarkzx.html
Документ Зависимость Руси от Орды